Что такое ордер на квартиру?

Ордер на квартиру выдавался до 1 марта 2005 года, как подтверждение права его владельца на использование жилой площади. Из статьи вы узнаете, какие документы заменяют его в 2024 году и в каких случаях ордер все-таки может быть необходим.

Что такое ордер на квартиру в 2024 году?

Ордер – документ, который в Советском Союзе давал право на заселение и проживание в квартире, выданной государством. Он выписывался на нанимателя, т.е. на лицо, которому выдана жилплощадь и которое, не только может распоряжаться ею в пределах, допустимых законодательством, но и несет ответственность за ее содержание.

В ордере также указывались все лица, которые были зарегистрированы по данному адресу на момент заселения.

Это отрывной документ, одна часть которого хранилась у нанимателя, а вторая – в исполкоме по месту нахождения объекта недвижимости, где он и оформлялся.

Виды ордеров

Кроме основного ордера, дающего право на проживание и использование жилплощади, существуют и другие типы документа:

  1. Служебный – выдавался от предприятия, в котором работал наниматель и от которого он получал временное жилье. Срок действия документа определялся временем работы в организации или сроком службы военнослужащего. Такой вид ордера давал право на проживание в служебном жилье.
  2. Временный – можно было получить для непродолжительного проживания в квартире, принадлежащем организации или исполкому. Срок его действия – 30 дней. Такой ордер выдавался на период сессии или окончания учебной/трудовой деятельности. Давал право на проживание в общежитии.
  3. Смотровой – предоставлялся для того, чтобы гражданин мог осмотреть объект недвижимости и принять решении о заселении. Как и в других видах ордера, в смотровом указывались данные его получателя, а также информация о жилой площади. Срок действия документы – 5 дней, давал право осмотра всех видов недвижимости.
  4. Обменный – выдавался для проведения сделки по обмену жилплощади. Обязательным условием обмена являлось согласие исполкома, в ведении которого находился объект недвижимости.

Является ли ордер на квартиру правоустанавливающим документом?

Ордер мел юридическую силу до 2005 года, когда было принято новое Жилищное законодательство. С указанного времени документ потерял свой статус и более не является правоустанавливающим документом.

Вместо него используется договор социального найма, по которому жилая площадь передается в пользование (ст. 60 ЖК РФ), если речь идет о неприватизированном объекте недвижимости.

Если жилье является собственностью гражданина, это подтверждается соответствующим свидетельством, если право возникло до 2016 года или выпиской из ЕГРН, если после.

Как оформить ордер на квартиру?

В настоящее время ордер на жилое помещение не оформляется, поэтому он не будет выдан даже при получении муниципального жилья. Вместо него будет составлен договор социального найма, один экземпляр которого будет храниться в Жилищном отделе местной администрации, другой – у нанимателя.

Если речь идет о кооперативной квартире, ордер не является справкой о выплате паевого взноса. В этом случае получение права владения недвижимым имуществом возникает после полного завершения расчетов. После заселения новостройки кооператив будет переоформлен в ТСЖ.

Как восстановить ордер на квартиру, если он утерян?

Если документ утерян либо поврежден до такой степени, что его идентификация невозможна, необходимо восстановить его. Для начала процедуры необходимо соблюдение 2-х условий:

  1. отсутствие договора социального найма с муниципалитетом;
  2. отсутствие свидетельства о праве собственности на жилое помещение.

Для восстановления ордера нужно обратиться в Ремонтно-эксплуатационную компанию или Жилищно-эксплуатационное управление дома, в котором находится муниципальное жилье.

При обращении в указанные инстанции нужно учитывать, что дубликат ордера не выдается, так как оформление данного документа не предусматривается действующим жилищным законодательством.

Таким образом, при восстановлении наниматель получит только выписку из ордера, в которой указаны следующие сведения:

  • дата и место выдачи документа;
  • данные гражданина, на которого он был оформлен;
  • сведения о лицах, вписанных в ордер при его выдаче;
  • адрес жилого помещения;
  • техническая информация об объекте недвижимости: этаж, общая и жилая площадь, количество комнат и т.д.

Данная выписка может полноценно использоваться вместо ордера.

Если в Ремонтно-эксплуатационной компании и Жилищно-эксплуатационном управлении не найдены сведения о запрашиваемом ордере, заявителю выдается письменный отказ в предоставлении документа с указанием причины.

Далее нужно обратиться в архив муниципалитета, предъявить полученный отказ и запросить архивные сведения. При их наличии в органе обращения, заявитель также получает выписку из ордера и использует ее по назначению.

Если же запрашиваемые сведения отсутствуют в архиве, нужно обращаться в суд с ходатайством о признании права пользования жилым помещением. К иску необходимо приложить:

  • выписку из поквартирной книги, подтверждающую регистрацию по адресу;
  • ответы, полученные при предыдущих обращениях за восстановлением ордера.

По результатам судебного заседания будет проведена процедура приватизации объекта недвижимости либо оформлен договор социального найма.

Можно ли разделить или переписать ордер

По действующему законодательству с ордером не могут совершаться никакие юридические действия. Если нужно изменить данные внесенные в документ, нужно заново заключить соглашение с муниципалитетом либо приватизировать объект недвижимости.

Например, при оформлении права собственности жилплощадь может быть разделена между всеми лицами, проживающими в ней и являющимися членами семьи нанимателя. Будет оформлена долевая собственность и внесена соответствующая запись в ЕГРН.

Основанием для раздела будет ходатайство жильцов с приложением выписки, подтверждающей проживание по указанному адресу.

Также можно переписать право на помещение при оформлении соглашения о социальном найме. Для этого наниматель направляет ходатайство о переоформлении владельца жилья в местную администрацию. Важно, что новым нанимателем может стать только близкий родственник заявителя. Однажды заключенный договор социального найма не переоформляется, его повторное заключение будет возможно только после смерти титульного владельца.

При проведении перечисленных манипуляций нужно учитывать, что изменение статуса правообладателя или оформление долевой собственности не указывается в ордере. В него не может вноситься информация, меняющаяся его первичный вид и принадлежность.

Подписаться на рассылку
С политикой конфиденциальности ознакомлен

Вам это точно будет интересно
3 рабочих способа, как проверить наличие непогашенных кредитов

3 рабочих способа, как проверить наличие непогашенных кредитов

Для того чтобы быть спокойным за собственное благосостояние, желательно хотя бы раз в год проверять собственную историю кредитных запросов.

23.02.2023

Как оформить временную регистрацию по месту пребывания

Как оформить временную регистрацию по месту пребывания

Оформить временную регистрацию по месту пребывания необходимо, если срок пребывания в другом регионе превышает 3 месяца. Узнайте из статьи, о способах оформления временной регистрации и последствиях ее отсутствия.

11.08.2020

Кто и почему может оспорить сделку купли-продажи квартиры

Кто и почему может оспорить сделку купли-продажи квартиры

Оспорить сделку купли-продажи квартиры можно в течение срока исковой давности.

24.06.2020

А вот это наверняка
Увольнение в период карантина коронавируса: что нужно знать

Увольнение в период карантина коронавируса: что нужно знать

Увольнение в период карантина – довольно рискованное занятие, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для работодателя.

08.04.2020

Кем работать, если ничего не умеешь

Кем работать, если ничего не умеешь

Кем пойти работать, если ничего не умеешь. Если нет образования, кроме неполного среднего, и пока непонятно, к чему тянет.

28.03.2020