Права ребенка в школе. Права учеников и их родителей

Ущемление прав ребенка в школе встречается повсеместно. Зачастую это происходит из-за незнания администрацией учебного заведения и педагогами нормативной базы или допускаемых ошибок. Защищать и отстаивать права своих детей – задача, прежде всего, родителей. Но и они редко знают и понимают, как это делать.

Многие просто не рискуют связываться, опасаясь давления и травли. А есть и такие, которые считают, что педагогам виднее, как воспитывать и обучать детей. Но всё это только усугубляет ситуацию. Поэтому знать права ребенка в школе, знать свои права и уметь их защищать – такая же важная обязанность родителей, как и прочие, связанные с воспитанием и содержанием своих детей.

Нормативные акты, регламентирующие права детей в школе

Первая задача любого родителя, чей ребенок обучается в школе – знать, какие у них есть права и обязанности. Скандалить и выяснять отношения не лучший способ добиться справедливости, да и малоэффективный. Когда администрация школы и педагоги чувствуют, что родители юридически подкованы, отношение к ним сразу резко меняется в лучшую сторону. И в конфликтных ситуациях лучше руководствоваться законом и разумом, а не эмоциями – они плохой помощник и только вредят конструктивному решению вопросов.

Права детей в целом и, в частности, в рамках учебного процесса регулирует огромный массив нормативно-правовых актов. Нет смысла изучать все, поэтому выделим только главные:

  1. Декларация прав ребенка, принята Генассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года и включает 10 основополагающих принципов. Ратифицирована в СССР в 1990 году. Россией не ратифицирована, но признаётся, а её нормы реализованы в национальном законодательстве.
  2. Конституция РФ и, в частности, статья 43, которая гарантирует право на общедоступное и бесплатное школьное образование, при этом устанавливает обязательность основного (9-летнего) общего образования.
  3. Семейный кодекс РФ, в том числе в части специального регулирования прав родителей и детей.
  4. Гражданский кодекс РФ – в части регулирования имущественных прав и гражданско-правовых отношений с участием несовершеннолетних и их законных представителей.  
  5. Закон РФ «Об образовании» – ключевой закон, которым специально урегулированы отношения между всеми участниками образовательного процесса, их права и обязанности, а также определены гарантии соблюдения прав и условия для их реализации.

Отдельно стоит отметить школьные уставы. Устав должен быть принят в каждой школе – это требование Закона об образовании. Его можно отнести к локальным нормативным актам. Несмотря на то, что образовательное учреждение обладает определенной самостоятельностью при разработке и утверждении устава, его положения не могут противоречить законам. Кроме того, в каждой школе должна быть обеспечена возможность для ознакомления обучающихся и родителей с уставом школы. Если какие-то положения нарушают законы и подзаконные нормативные акты, их можно обжаловать в административном или судебном порядке. Пока это не сделано, устав обязателен для исполнения.

Всем родителям стоит хотя бы ознакомиться с перечисленными выше нормативно-правовыми актами. При возникновении конфликтной ситуации необходимо обращаться к конкретным нормам – это лучше делать с помощью юриста, поскольку каждая проблема специфична и требует глубокого анализа.

Основные права с комментариями юриста

Существует определенный набор прав и интересов детей и родителей, которые нарушаются часто и повсеместно. При этом, как правило, права детей и их родителей взаимосвязаны: если нарушаются права одного, прямо или косвенно нарушаются права и другого.

Рассмотрим основные права каждого из главных участников образовательного (и не только) процесса – родителей (опекунов, попечителей), детей и учителей. 

Права родителей

Они обозначены в статье 44 Закона об образовании и едины для всех законных представителей ребенка (для удобства будет называть их родителями).

Для начала нужно отметить, что у родителей есть преимущество перед всеми другими лицами на обучение и воспитание своих детей. Органы власти и образовательные организации – только помощники в этих процессах. Это положение закона очень важное, поскольку чётко расставляет точки над i в вопросе, кому принадлежит главная роль в обучении детей.

Права родителей в школе:

  1. Выбирать формы образования и обучения, школу, в которую будет ходить их ребёнок, язык образования, факультативные (необязательные) и элективные (выбираемые) учебные предметы, курсы и модули из предложенного школой набора.
  2. Выбирать семейное обучение вместо обучения на базе школы, а также изменить такое решение впоследствии и определить ребёнка в школу для продолжения обучения.
  3. Знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими работу школы и её образовательную деятельность.
  4. Знакомиться с используемыми школой методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также содержанием образования в целом.
  5. Знать о планируемых психологических обследованиях ребёнка, давать или не давать на них согласие, участвовать в них или отказаться от участия, а также знать о результатах обследований.
  6. Присутствовать при психолого-медико-педагогическом обследовании ребенка, обсуждать результаты и рекомендации, выражать своё мнение на этот счёт. 
  7. Знать об успеваемости ребёнка, знакомиться с его оценками.
  8. Защищать права и интересы ребенка.
  9. Участвовать в управлении школой в форме и порядке, которые определены уставом организации.

Родителям принадлежат все основные права в части определения, где и, соответственно, как будет получать школьное образование их ребёнок. Нельзя навязывать обучение в школе, если родители считаются необходимым и возможным обучать ребёнка в семье. Несмотря на то, что нужно учитывать мнение детей и советы специалистов, окончательное решение вопроса всё равно за родителями.

Выбор школы также принадлежит родителям. Однако их желания недостаточно. Во-первых, выбор ограничен конкретными программами, формами, предметами обучения, которые предлагает конкретная школа. Во-вторых, школа может быть переполнена. Кроме того, существуют льготы и преимущества для зачисления определенных категорий детей. Специальные школы, где углубленно изучают какие-то предметы (направления), вправе проводить отбор на конкурсной основе. Всё это говорит об одном: школы могут отказать в приёме ребенка, несмотря на выбор и желание родителей. Разумеется, если для этого есть основания, а решение обоснованное и не противоречит российскому законодательству.

Важная роль принадлежит родителям и в части управления школой. Однако это не означает, что можно как захочется вмешиваться в учебный и воспитательный процесс. Порядок участия родителей устанавливается уставом школы, и нужно следовать его положениям. Обычно создаются родительские комитеты, и учитывается не мнение одного взятого родителя, а коллективное решение. С другой стороны, мнение любого родителя имеет значение. Реализовать это право можно путем прямых обращений к руководству школы или отдельным педагогам. Не запрещается и посещать школу, беседовать с педагогами и директором – такой подход, как правило, всем идёт на пользу, если проходит в мирном ключе.

Родители вправе знакомиться с регламентирующей деятельность школы документацией. Как правило, документы представлены на сайте школы. При необходимости их можно запросить в администрации. Руководство школы не вправе отказать.

Также школа (отдельные педагоги, директор) не могут отказать родителям в доступе к информации об успеваемости ребёнка, о том, сколько, чему и как его учат. Как правило, с этим проблем не возникает, если только школа сознательно не скрывает какие-то данные. При наличии подозрений в сокрытии сведений, родитель вправе обратиться к директору школы.

Отдельно стоит рассмотреть финансовые вопросы. Проблема для многих родителей – поборы на разные нужды. Школа может требовать деньги на покупку каких-то вещей, оборудования, ремонты, за участие в олимпиадах, дополнительное обучение и занятия. Навязывать услуги школы не вправе. Платить или не платить за дополнительные занятия, факультативы и прочие, не входящие в обязательную программу обучения услуги – тоже право родителей. Сбор денег на покупку вещей, ремонт, поездки и прочее – коллективное решение, которое, как правило, принимается на уровне родительского комитета. Несогласные родители вправе не платить и заставить из никто не может.

Права родителей реализуются через обязанности школы и ее содействие. Если права нарушаются, их защита осуществляется на уровне руководства образовательного учреждения, местных органов власти в области образования, а не поможет – в судебном порядке.

Права детей

Они перечислены отдельно, в статье 34 Закона об образовании. Но в большинстве своём носят декларативный характер – закреплены и должны соблюдаться. Однако реализация школьниками своих прав и их защита фактически и юридически невозможны без участия родителей и содействия школы.

Основные права ребёнка в школе:

  1. Участвовать вместе с родителями в выборе школы, формы и языка обучения, факультативных и элективных предметов.
  2. Получать надлежащие условия обучения – установленные нормативно-правовыми актами и правилами школы как в части образовательного и воспитательного процесса, так в отношении питания, соблюдения гигиенических норм, физического развития и сохранения здоровья.
  3. Полноценно отдыхать (право на каникулы), участвовать в посильной трудовой деятельности при согласии ребенка и родителей.
  4. Бесплатно пользоваться библиотечной, научной и учебной литературой на базе школы, оборудованием и спортивным инвентарем, школьными культурными объектами.
  5. Получать полноценное 2-разовое питание согласно установленным нормативам и требованиям.
  6. Выбирать предлагаемые школой факультативы, кружки, секции и т.д.
  7. Иметь равные с другими школьниками возможности и условия для участия в олимпиадах, конкурсах и прочих мероприятиях, организуемых и (или) проводимых школой.
  8. Получать поощрения за успехи в учебе, спорте, внеклассной работе.
  9. Получать защиту от нарушения своих прав, от насилия, угроз, оскорблений и т.п.
  10. Иметь возможность выражать свое мнение, даже если оно отличается от мнения других лиц.
  11. Получить индивидуальный план обучения, если для этого есть основания (отклонения в развития, одаренность, частые болезни, частое участие в спортивных соревнованиях и сборах). 

К сожалению, как правило, ребенок не может самостоятельно защищать свои права. Задача родителей – объяснить ребенку его права и обязанности, способы реализации и защиты прав. В старших классах возможно осознанное коллективное выражение мнения – его должны учитывать и родители, и педагоги.

Одна из основных проблем, на которую часто жалуются сами дети – привлечение их к труду, например, уборке класса. Бывают конфликты и на почве того, что педагоги заставляют что-то делать ребенка, а он этого не хочет или не может сделать. Такие проблемы разрешаются обязательно с привлечением родителей. Согласие ребенка и родителей – обязательное условие для выполнения трудовых работ, за исключением предусмотренных учебным процессом (например, на уроках труда).

Пока ребенок находится в школе (на территории школы) или вне школы, но под ответственностью педагога, отвечать за вред его жизни и здоровью будет школа. И, если, скажем, в школе произошла драка, то претензии нужно адресовать, в первую очередь, руководству.

Права учителей

При реализации и защите прав детей и родителей невозможно оставить без внимания и права учителей – педагогических работников и руководителей школ. Их правовой статус регулируют статьи 47 и 51 Закона об образовании.

В отношениях с детьми и их родителями учителя имеют право:

  1. Свободно выбирать и использовать педагогически обоснованные средства, форма, методы воспитания и обучения, свободно выражать своё мнение.
  2. Преподавать в условиях невмешательства в профессиональную деятельность.
  3. Проявлять творческую инициативу, участвовать в исследовательской, научной, инновационной деятельности, разрабатывать и применять авторские программы и методы обучения в пределах образовательной программы и конкретного предмета.
  4. Участвовать в разработке образовательных программ, включая разработку учебных планов, графиков, предметов, методических материалов и прочих элементов таких программ.
  5. Выбирать учебники, пособия и прочие средства обучения согласно образовательной программе.
  6. Участвовать в управлении школой и обсуждении вопросов образовательной деятельности.
  7. Обращаться за защитой профессиональной чести, требовать справедливого и объективного расследования нарушений, а также урегулирования споров между участника образовательного процесса.

Таким образом, родители не могут вмешиваться в педагогический процесс, указывать учителям, как преподавать тот или иной предмет. Выбор учеников и методических материалов тоже принадлежит учителям. При возникновении спорных ситуаций обе стороны могут обратиться к руководству школы или вынести вопрос урегулирования конфликта на специальную комиссию. Недопустимо со стороны как детей, так и родителей оскорбления учителей и другие способы унижения их профессиональной чести и достоинства.

Подписаться на рассылку
С политикой конфиденциальности ознакомлен

Вам это точно будет интересно
Продажа квартиры с обременением - что это такое?

Продажа квартиры с обременением - что это такое?

Купля-продажа квартиры с обременением допускается при соблюдении ряда правил.

26.06.2020

Как безработному получить полис ОМС

Как безработному получить полис ОМС

Процедура получения полиса ОМС безработному выстраивается с опорой на ст. 41 Конституции РФ. Граждане страны имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

03.09.2020

Какой срок исковой давности по кредиту?

Какой срок исковой давности по кредиту?

Срок исковой давности по взысканию долгов по кредиту установлен гражданским законодательством. Если срок пропущен, банк не имеет права требовать с должника возврата денег даже через суд.

22.04.2020

А вот это наверняка
Кем работать, если ничего не умеешь

Кем работать, если ничего не умеешь

Кем пойти работать, если ничего не умеешь. Если нет образования, кроме неполного среднего, и пока непонятно, к чему тянет.

28.03.2020

Увольнение в период карантина коронавируса: что нужно знать

Увольнение в период карантина коронавируса: что нужно знать

Увольнение в период карантина – довольно рискованное занятие, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для работодателя.

08.04.2020