Права ребенка в школе. Права учеников и их родителей
Ущемление прав ребенка в школе встречается повсеместно. Зачастую это происходит из-за незнания администрацией учебного заведения и педагогами нормативной базы или допускаемых ошибок. Защищать и отстаивать права своих детей – задача, прежде всего, родителей. Но и они редко знают и понимают, как это делать.
Многие просто не рискуют связываться, опасаясь давления и травли. А есть и такие, которые считают, что педагогам виднее, как воспитывать и обучать детей. Но всё это только усугубляет ситуацию. Поэтому знать права ребенка в школе, знать свои права и уметь их защищать – такая же важная обязанность родителей, как и прочие, связанные с воспитанием и содержанием своих детей.
Из статьи вы узнаете
Нормативные акты, регламентирующие права детей в школе
Первая задача любого родителя, чей ребенок обучается в школе – знать, какие у них есть права и обязанности. Скандалить и выяснять отношения не лучший способ добиться справедливости, да и малоэффективный. Когда администрация школы и педагоги чувствуют, что родители юридически подкованы, отношение к ним сразу резко меняется в лучшую сторону. И в конфликтных ситуациях лучше руководствоваться законом и разумом, а не эмоциями – они плохой помощник и только вредят конструктивному решению вопросов.
Права детей в целом и, в частности, в рамках учебного процесса регулирует огромный массив нормативно-правовых актов. Нет смысла изучать все, поэтому выделим только главные:
- Декларация прав ребенка, принята Генассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года и включает 10 основополагающих принципов. Ратифицирована в СССР в 1990 году. Россией не ратифицирована, но признаётся, а её нормы реализованы в национальном законодательстве.
- Конституция РФ и, в частности, статья 43, которая гарантирует право на общедоступное и бесплатное школьное образование, при этом устанавливает обязательность основного (9-летнего) общего образования.
- Семейный кодекс РФ, в том числе в части специального регулирования прав родителей и детей.
- Гражданский кодекс РФ – в части регулирования имущественных прав и гражданско-правовых отношений с участием несовершеннолетних и их законных представителей.
- Закон РФ «Об образовании» – ключевой закон, которым специально урегулированы отношения между всеми участниками образовательного процесса, их права и обязанности, а также определены гарантии соблюдения прав и условия для их реализации.
Отдельно стоит отметить школьные уставы. Устав должен быть принят в каждой школе – это требование Закона об образовании. Его можно отнести к локальным нормативным актам. Несмотря на то, что образовательное учреждение обладает определенной самостоятельностью при разработке и утверждении устава, его положения не могут противоречить законам. Кроме того, в каждой школе должна быть обеспечена возможность для ознакомления обучающихся и родителей с уставом школы. Если какие-то положения нарушают законы и подзаконные нормативные акты, их можно обжаловать в административном или судебном порядке. Пока это не сделано, устав обязателен для исполнения.
Всем родителям стоит хотя бы ознакомиться с перечисленными выше нормативно-правовыми актами. При возникновении конфликтной ситуации необходимо обращаться к конкретным нормам – это лучше делать с помощью юриста, поскольку каждая проблема специфична и требует глубокого анализа.
Основные права с комментариями юриста
Существует определенный набор прав и интересов детей и родителей, которые нарушаются часто и повсеместно. При этом, как правило, права детей и их родителей взаимосвязаны: если нарушаются права одного, прямо или косвенно нарушаются права и другого.
Рассмотрим основные права каждого из главных участников образовательного (и не только) процесса – родителей (опекунов, попечителей), детей и учителей.
Права родителей
Они обозначены в статье 44 Закона об образовании и едины для всех законных представителей ребенка (для удобства будет называть их родителями).
Для начала нужно отметить, что у родителей есть преимущество перед всеми другими лицами на обучение и воспитание своих детей. Органы власти и образовательные организации – только помощники в этих процессах. Это положение закона очень важное, поскольку чётко расставляет точки над i в вопросе, кому принадлежит главная роль в обучении детей.
Права родителей в школе:
- Выбирать формы образования и обучения, школу, в которую будет ходить их ребёнок, язык образования, факультативные (необязательные) и элективные (выбираемые) учебные предметы, курсы и модули из предложенного школой набора.
- Выбирать семейное обучение вместо обучения на базе школы, а также изменить такое решение впоследствии и определить ребёнка в школу для продолжения обучения.
- Знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими работу школы и её образовательную деятельность.
- Знакомиться с используемыми школой методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также содержанием образования в целом.
- Знать о планируемых психологических обследованиях ребёнка, давать или не давать на них согласие, участвовать в них или отказаться от участия, а также знать о результатах обследований.
- Присутствовать при психолого-медико-педагогическом обследовании ребенка, обсуждать результаты и рекомендации, выражать своё мнение на этот счёт.
- Знать об успеваемости ребёнка, знакомиться с его оценками.
- Защищать права и интересы ребенка.
- Участвовать в управлении школой в форме и порядке, которые определены уставом организации.
Родителям принадлежат все основные права в части определения, где и, соответственно, как будет получать школьное образование их ребёнок. Нельзя навязывать обучение в школе, если родители считаются необходимым и возможным обучать ребёнка в семье. Несмотря на то, что нужно учитывать мнение детей и советы специалистов, окончательное решение вопроса всё равно за родителями.
Выбор школы также принадлежит родителям. Однако их желания недостаточно. Во-первых, выбор ограничен конкретными программами, формами, предметами обучения, которые предлагает конкретная школа. Во-вторых, школа может быть переполнена. Кроме того, существуют льготы и преимущества для зачисления определенных категорий детей. Специальные школы, где углубленно изучают какие-то предметы (направления), вправе проводить отбор на конкурсной основе. Всё это говорит об одном: школы могут отказать в приёме ребенка, несмотря на выбор и желание родителей. Разумеется, если для этого есть основания, а решение обоснованное и не противоречит российскому законодательству.
Важная роль принадлежит родителям и в части управления школой. Однако это не означает, что можно как захочется вмешиваться в учебный и воспитательный процесс. Порядок участия родителей устанавливается уставом школы, и нужно следовать его положениям. Обычно создаются родительские комитеты, и учитывается не мнение одного взятого родителя, а коллективное решение. С другой стороны, мнение любого родителя имеет значение. Реализовать это право можно путем прямых обращений к руководству школы или отдельным педагогам. Не запрещается и посещать школу, беседовать с педагогами и директором – такой подход, как правило, всем идёт на пользу, если проходит в мирном ключе.
Родители вправе знакомиться с регламентирующей деятельность школы документацией. Как правило, документы представлены на сайте школы. При необходимости их можно запросить в администрации. Руководство школы не вправе отказать.
Также школа (отдельные педагоги, директор) не могут отказать родителям в доступе к информации об успеваемости ребёнка, о том, сколько, чему и как его учат. Как правило, с этим проблем не возникает, если только школа сознательно не скрывает какие-то данные. При наличии подозрений в сокрытии сведений, родитель вправе обратиться к директору школы.
Отдельно стоит рассмотреть финансовые вопросы. Проблема для многих родителей – поборы на разные нужды. Школа может требовать деньги на покупку каких-то вещей, оборудования, ремонты, за участие в олимпиадах, дополнительное обучение и занятия. Навязывать услуги школы не вправе. Платить или не платить за дополнительные занятия, факультативы и прочие, не входящие в обязательную программу обучения услуги – тоже право родителей. Сбор денег на покупку вещей, ремонт, поездки и прочее – коллективное решение, которое, как правило, принимается на уровне родительского комитета. Несогласные родители вправе не платить и заставить из никто не может.
Права родителей реализуются через обязанности школы и ее содействие. Если права нарушаются, их защита осуществляется на уровне руководства образовательного учреждения, местных органов власти в области образования, а не поможет – в судебном порядке.
Права детей
Они перечислены отдельно, в статье 34 Закона об образовании. Но в большинстве своём носят декларативный характер – закреплены и должны соблюдаться. Однако реализация школьниками своих прав и их защита фактически и юридически невозможны без участия родителей и содействия школы.
Основные права ребёнка в школе:
- Участвовать вместе с родителями в выборе школы, формы и языка обучения, факультативных и элективных предметов.
- Получать надлежащие условия обучения – установленные нормативно-правовыми актами и правилами школы как в части образовательного и воспитательного процесса, так в отношении питания, соблюдения гигиенических норм, физического развития и сохранения здоровья.
- Полноценно отдыхать (право на каникулы), участвовать в посильной трудовой деятельности при согласии ребенка и родителей.
- Бесплатно пользоваться библиотечной, научной и учебной литературой на базе школы, оборудованием и спортивным инвентарем, школьными культурными объектами.
- Получать полноценное 2-разовое питание согласно установленным нормативам и требованиям.
- Выбирать предлагаемые школой факультативы, кружки, секции и т.д.
- Иметь равные с другими школьниками возможности и условия для участия в олимпиадах, конкурсах и прочих мероприятиях, организуемых и (или) проводимых школой.
- Получать поощрения за успехи в учебе, спорте, внеклассной работе.
- Получать защиту от нарушения своих прав, от насилия, угроз, оскорблений и т.п.
- Иметь возможность выражать свое мнение, даже если оно отличается от мнения других лиц.
- Получить индивидуальный план обучения, если для этого есть основания (отклонения в развития, одаренность, частые болезни, частое участие в спортивных соревнованиях и сборах).
К сожалению, как правило, ребенок не может самостоятельно защищать свои права. Задача родителей – объяснить ребенку его права и обязанности, способы реализации и защиты прав. В старших классах возможно осознанное коллективное выражение мнения – его должны учитывать и родители, и педагоги.
Одна из основных проблем, на которую часто жалуются сами дети – привлечение их к труду, например, уборке класса. Бывают конфликты и на почве того, что педагоги заставляют что-то делать ребенка, а он этого не хочет или не может сделать. Такие проблемы разрешаются обязательно с привлечением родителей. Согласие ребенка и родителей – обязательное условие для выполнения трудовых работ, за исключением предусмотренных учебным процессом (например, на уроках труда).
Пока ребенок находится в школе (на территории школы) или вне школы, но под ответственностью педагога, отвечать за вред его жизни и здоровью будет школа. И, если, скажем, в школе произошла драка, то претензии нужно адресовать, в первую очередь, руководству.
Права учителей
При реализации и защите прав детей и родителей невозможно оставить без внимания и права учителей – педагогических работников и руководителей школ. Их правовой статус регулируют статьи 47 и 51 Закона об образовании.
В отношениях с детьми и их родителями учителя имеют право:
- Свободно выбирать и использовать педагогически обоснованные средства, форма, методы воспитания и обучения, свободно выражать своё мнение.
- Преподавать в условиях невмешательства в профессиональную деятельность.
- Проявлять творческую инициативу, участвовать в исследовательской, научной, инновационной деятельности, разрабатывать и применять авторские программы и методы обучения в пределах образовательной программы и конкретного предмета.
- Участвовать в разработке образовательных программ, включая разработку учебных планов, графиков, предметов, методических материалов и прочих элементов таких программ.
- Выбирать учебники, пособия и прочие средства обучения согласно образовательной программе.
- Участвовать в управлении школой и обсуждении вопросов образовательной деятельности.
- Обращаться за защитой профессиональной чести, требовать справедливого и объективного расследования нарушений, а также урегулирования споров между участника образовательного процесса.
Таким образом, родители не могут вмешиваться в педагогический процесс, указывать учителям, как преподавать тот или иной предмет. Выбор учеников и методических материалов тоже принадлежит учителям. При возникновении спорных ситуаций обе стороны могут обратиться к руководству школы или вынести вопрос урегулирования конфликта на специальную комиссию. Недопустимо со стороны как детей, так и родителей оскорбления учителей и другие способы унижения их профессиональной чести и достоинства.
Что делать, если работодатель принуждает к увольнению по собственному желанию
Принуждение к увольнению по собственному желанию является грубым нарушением трудового законодательства РФ.
18.05.2020
Какие банки оформляют ипотеку пенсионерам?
Ипотека для пенсионеров – особый тип залогового кредитования, разработанный банками специально для людей преклонного возраста. Направление активно развивается на Западе.
14.09.2020
Какие банки дают кредит без справок о доходах?
Где можно получить кредит без справок о доходах, рассказали эксперты финансового портала Выберу.ру.
06.04.2022
Самые реальные способы заработка в интернете без вложений и рисков
В статье я разберу 5 рабочих способов заработка в интернете, которые могут стать для вас полноценным источником доходов и еще 5, которые можно рассматривать лишь как дополнительный источник получение прибыли в сети.
18.06.2020
Кто в России зарабатывает больше всех
Самые прибыльные профессии из года в год меняются, но в Топ-10 России с самой высокой зарплатой, то слегка опускаясь, то поднимаясь, входят IT- специалисты, аналитики бизнеса, маркетологи, стоматологи, адвокаты, психотерапевты, госслужащие. Впрочем, не всё так просто.
03.03.2020