Куда и кому можно пожаловаться на нотариуса

Пожаловаться на работу нотариуса может любой гражданин, если посчитает, что его права были нарушены действием или бездействием специалиста. Однако не каждый знает какой организации подконтрольны те или иные нотариусы. Данная статья поможет узнать, как можно обжаловать действия нотариуса, как составить жалобу и куда ее направить.

В каких случаях нужно подавать жалобу на нотариуса

Нотариальные действия могут выполнять государственные и частные нотариусы, при этом круг обязанностей государственных нотариусов немного шире. Помимо стандартных действий (например, удостоверение следок, подписей на документах, верности перевода различных документов, заверение копий документов) нотариусы, осуществляющие свою деятельность в государственных конторах, оформляют свидетельства о праве на наследство.

Если непонимание с нотариусом возникло при обращении по вопросам, входящим в компетенцию всех нотариусов, то подать жалобу на его действие и обратиться к другому специалисту не составит труда. Однако наследственные дела ведутся по определенным правилам, и гражданин может обратиться только к конкретному нотариусу, за которым закреплен его участок.

Подконтрольность нотариусов

Контроль за деятельностью государственных и частных нотариусов осуществляют разные органы. Так, государственные нотариальные конторы находятся под контролем Министерства юстиции РФ (его территориальных органов) и подотчетны ему в своей деятельности. Частные нотариусы, начиная ведение своей деятельности, становятся членами Федеральной нотариальной палаты, которая осуществляет контроль за законностью их действий.

Кроме того, статья 34 «Основ законодательства РФ о нотариате» позволяет также налоговым органам контролировать нотариусов.

Основания для жалоб

Чтобы пожаловаться на действия нотариуса клиент должен быть уверен в своей правоте, выдвигать обоснованные требования и иметь доказательства неправомерных действий специалиста.

Как правило, основаниями для направления жалоб являются:

  • намеренное затягивание регламентированных сроков выполнения определенных нотариальных действий;
  • требование оформить дополнительные документы или воспользоваться услугами, которые не нужны клиенту, с целью получения финансовой выгоды;
  • нарушение принципа неразглашения тайны совершенных нотариальных действий;
  • отказ в совершении нотариального действия без законных на то оснований;
  • нахождение нотариуса в состоянии алкогольного опьянения при исполнении своих должностных обязанностей;
  • взимание с гражданина платы, сверх установленного законодательством размера государственной пошлины либо сокрытие информации о наличии права на льготы при ее оплате;
  • совершение нотариального действия неуполномоченным на то лицом по поручению нотариуса;
  • неуважительное, грубое отношение к клиентам;
  • порча, утеря или уничтожение документов гражданина;
  • непредставление достоверной информации о стоимости услуг.

Перечень таких оснований не является закрытым и может включать в себя любые неправомерные действия, нарушающие нормы действующего законодательства, а также права и интересы граждан.

Однако необходимо понимать, что в некоторых случаях отказ специалиста совершить нотариальные действия может быть обоснован и иметь веские причины.

Отказать клиенту в оказании услуги нотариус может в случаях:

  • если требуемое клиентом действие нарушает нормы законодательства;
  • нотариус не уполномочен на совершение требуемого действия;
  • при обращении юридического лица за удостоверением сделки, противоречащей уставу организации;
  • представленная на заверение документация содержит исправления, ошибки, описки или противоречит требованиям законодательства;
  • при обращении за оказанием услуги недееспособного гражданина.

Гражданин, которому было отказано в совершении нотариальных, вправе потребовать письменный мотивированный отказ и, если он не согласен с причинами отказа, подать жалобу на нотариуса в соответствующий орган.

Куда можно пожаловаться на нотариуса и как правильно составить жалобу

Подать жалобу на нотариуса можно в следующие инстанции региона проживания гражданина:

  1. Министерство юстиции. Направить жалобу в контролирующий орган можно в электронном виде на сайт Министерства юстиции региона или направить письмом с уведомлением по адресу: 119991, ГСП-1, г. Москва, ул. Житная, д. 14.
  2. Нотариальная палата. Жалоба в Нотариальную палату региона составляется в установленном законом порядке и направляется на ее почтовый адрес. Срок рассмотрения – 30 дней с момента ее регистрации. В течение указанного срока проводится проверка в отношении специалиста и при подтверждении нарушений со стороны нотариуса к нему применяются меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, строгий выговор.
  3. Прокуратура. Жалоба направляется в случае, если гражданин сомневается в законности нотариальных действий. Заявление рассматривается 30 дней, в течение которых проводится прокурорская проверка на предмет соблюдения нотариусом норм законодательства. Направить заявление в территориальный орган прокуратуры можно по почте, подать лично либо в заполнив электронную форму на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
  4. Суд. Обжалование неправомерных действий специалиста в судебном порядке предусмотрено статьей 33 «Основ законодательства РФ о нотариате». Подать заявление в суд истец может не позднее 10 дней с момента, когда ему стало известно о совершении неправомерного действия. Такие заявления рассматривают районные суды. Если судебным решением требования истца будут удовлетворены, то суд обяжет нотариуса совершить действие или отменить незаконное действие.

В жалобе гражданина должна быть четко изложена суть вопроса и содержаться следующая информация:

  • наименование и адрес организации;
  • ФИО, адрес гражданина;
  • описание действия или бездействия, которое обжалует заявитель;
  • просьба заявителя;
  • дата и подпись.

Образцы жалобы на нотариуса

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие обоснованность претензий к специалисту, копия паспорта гражданина, письменный отказ нотариуса (при наличии). Текс жалобы должен быть составлен в деловом стиле, не содержать оскорблений и личных оценочных суждений в адрес нотариуса. При личном обращении рекомендуется составлять жалобу в двух экземплярах и ставить на втором экземпляре отметку о принятии жалобы контролирующим органом.

Гражданин имеет полное право отстаивать свои права и от грамотного составления жалобы зависит результат ее рассмотрения. Чтобы не потерять время и получить положительный результат обращения в контролирующие органы воспользуйтесь помощью опытного юриста при составлении жалобы и обосновании своих требований.

Подписаться на рассылку
С политикой конфиденциальности ознакомлен

Вам это точно будет интересно
Можно ли списать долги без процедуры банкротства физического лица?

Можно ли списать долги без процедуры банкротства физического лица?

Списание долгов физического лица без процедуры банкротства осуществляется редко.

18.05.2020

У банка отозвали лицензию: что делать физическому лицу

У банка отозвали лицензию: что делать физическому лицу

Если у банка отозвали лицензию, отказываться от исполнения договоров нельзя. Заемщикам необходимо платить ежемесячные взносы, а вкладчикам следует обратиться за страховой выплатой.

14.04.2020

Что делать, если коллекторы требуют вернуть долг после срока исковой давности

Что делать, если коллекторы требуют вернуть долг после срока исковой давности

Если коллекторы требуют вернуть долг после срока исковой давности, спешить не стоит. Пропуск периода, установленного ст. 196 ГК РФ, лишает кредитора права на судебную защиту. Бороться же с навязчивыми визитерами и непрерывными звонками можно законными методами.

27.10.2020

А вот это наверняка
Как зарабатывать на Яндекс Дзен

Как зарабатывать на Яндекс Дзен

В статье поговорим о том, как и сколько зарабатывают блоггеры на Яндекс Дзен и как добиться успеха на этой платформе.

24.03.2020

Ваши права на работе в связи с коронавирусом: оплата карантина и законность запретов

Ваши права на работе в связи с коронавирусом: оплата карантина и законность запретов

Оплата карантина в 2020 году производится согласно трудовому законодательству и правилам социального страхования. Право на выплаты сохраняют трудоустроенные граждане в режиме самоизоляции и дистанционные работники. Кроме того, получить компенсацию могут сотрудники в период вынужденного простоя.

07.04.2020