Оформление частного дома в собственность

Оформление частного дома в собственность придется совершить каждому человеку, который построил частный дом на собственном земельном участке.

В статье расскажем, что нужно сделать, чтобы зарегистрировать такую постройку, какие документы понадобятся, и сколько это будет стоить.

Какие документы нужны

Все недвижимое имущество в России подлежит обязательной государственной регистрации. Не являются исключением и частные жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для ИЖС (индивидуального жилищного строительства). Формально до момента регистрации Росреестром строения не существует – его нельзя использовать как постоянное место жительства (по крайней мере, по документам), нельзя продать или подарить; не получится оформить и налоговый вычет на расходы, понесенные при строительстве дома. Именно поэтому зарегистрировать постройку нужно обязательно.

Чтобы оформить право собственности на дом, необходимо подготовить следующие документы: (ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной…» от 13.07.2015 № 218-ФЗ):

  • заявление о регистрации права собственности (форма документа утверждена Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении…» от 08.12.2015 № 920);
  • уведомление об окончании строительства;
  • технический план;
  • документ, подтверждающий право собственности на землю (представляется лишь в том случае, если земля не зарегистрирована в ЕРГН);
  • соглашение о распределении долей в построенном доме между несколькими собственниками (в том случае, если дом построен на земле, принадлежащей двум или более собственникам);
  • в случае, если документы подает представитель – доверенность, предоставляющая ему право на осуществление таких действий от имени будущего собственника дома. 

Стоимость оформления документов

За регистрацию права собственности на построенный дом придется уплатить госпошлину. В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ее размер составляет 350 рублей. Если хотите сэкономить, можете подать документы через портал госуслуг – в этом случае вы заплатите на 30% меньше, т.е. не 350, а всего 245 рублей (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Кроме того, придется заплатить кадастровому инженеру за оформление технического плана. Стоимость услуги зависит от региона и сложности работы. Например, информацию о стоимости выдачи документов в БТИ г. Москвы, можно найти на его официальном сайте (обратите внимание – стоимость оформления технического плана в нем указана как договорная).

Пошаговая инструкция оформления частного дома в собственность

Порядок оформления частного дома в собственность после строительства выглядит следующим образом:

  1. Оформление технического плана дома. Это может сделать кадастровый инженер – реестр специалистов, имеющих право на оформление такого документа, можно найти на сайте Росреестра. Получить услугу по оформлению техплана можно и в БТИ – главное, убедитесь, что в его штате есть кадастровый инженер. Перечень документов, которые понадобятся для составления техплана, может меняться в зависимости от того, когда была начата стройка, получено разрешение на строительство и т.д. Технический план составляется в электронном виде и удостоверяется электронной подписью подготовившего его  инженера (ч. 12 ст. 24 ФЗ № 218).
  2. Подготовка документов, необходимых для регистрации права собственности на дом (их перечень приведен выше).
  3. Передача документов на регистрацию. Их может подать:
  • Орган, выдавший разрешение на строительство. В течение месяца со дня окончания строительства вы должны направить в этот орган (это может быть, например, городская администрация) уведомление о том, что стройка закончена. Это можно сделать лично (в том числе и через МФЦ), по почте или через портал госуслуг. В течение 7 рабочих дней с момента получения уведомления госорган должен проверить регистрируемый дом на соответствие законодательным требованиям, и, в случае вынесения положительного заключения, направить в Росреестр заявление о постановке дома на кадастровый учет и его государственной регистрации (ч. 1, ч. 2 ст. 19 ФЗ № 218).
  • Непосредственно будущий собственник дома. В случае, если госорган, занимающийся выдачей разрешений на строительство, по каким-либо причинам в установленные сроки не направил документы на регистрацию, вы можете сделать это самостоятельно. При этом все необходимые документы Росреестр запросит у уполномоченного органа самостоятельно в течение 3 рабочих дней с момента получения заявления (ч. 2 ст. 33 ФЗ № 218).
Подписаться на рассылку
С политикой конфиденциальности ознакомлен

Вам это точно будет интересно
Как вернуть деньги при отмене туристической поездки из-за коронавируса?

Как вернуть деньги при отмене туристической поездки из-за коронавируса?

Возврат денег при отмене туристической поездки из-за коронавируса потребует от россиян знания целого ряда законов.

09.04.2020

Как безработному получить полис ОМС

Как безработному получить полис ОМС

Процедура получения полиса ОМС безработному выстраивается с опорой на ст. 41 Конституции РФ. Граждане страны имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

03.09.2020

МФО подали в суд: что делать

МФО подали в суд: что делать

Подают ли МФО в суд на должников? Этот вопрос по-прежнему волнует заемщиков. Сомнения обусловлены длительным становлением правовой базы.

29.07.2020

А вот это наверняка
Кто в России зарабатывает больше всех

Кто в России зарабатывает больше всех

Самые прибыльные профессии из года в год меняются, но в Топ-10 России с самой высокой зарплатой, то слегка опускаясь, то поднимаясь, входят IT- специалисты, аналитики бизнеса, маркетологи, стоматологи, адвокаты, психотерапевты, госслужащие. Впрочем, не всё так просто.

03.03.2020

Увольнение в период карантина коронавируса: что нужно знать

Увольнение в период карантина коронавируса: что нужно знать

Увольнение в период карантина – довольно рискованное занятие, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для работодателя.

08.04.2020