Оформление частного дома в собственность

Оформление частного дома в собственность придется совершить каждому человеку, который построил частный дом на собственном земельном участке.

В статье расскажем, что нужно сделать, чтобы зарегистрировать такую постройку, какие документы понадобятся, и сколько это будет стоить.

Какие документы нужны

Все недвижимое имущество в России подлежит обязательной государственной регистрации. Не являются исключением и частные жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для ИЖС (индивидуального жилищного строительства). Формально до момента регистрации Росреестром строения не существует – его нельзя использовать как постоянное место жительства (по крайней мере, по документам), нельзя продать или подарить; не получится оформить и налоговый вычет на расходы, понесенные при строительстве дома. Именно поэтому зарегистрировать постройку нужно обязательно.

Чтобы оформить право собственности на дом, необходимо подготовить следующие документы: (ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной…» от 13.07.2015 № 218-ФЗ):

  • заявление о регистрации права собственности (форма документа утверждена Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении…» от 08.12.2015 № 920);
  • уведомление об окончании строительства;
  • технический план;
  • документ, подтверждающий право собственности на землю (представляется лишь в том случае, если земля не зарегистрирована в ЕРГН);
  • соглашение о распределении долей в построенном доме между несколькими собственниками (в том случае, если дом построен на земле, принадлежащей двум или более собственникам);
  • в случае, если документы подает представитель – доверенность, предоставляющая ему право на осуществление таких действий от имени будущего собственника дома. 

Стоимость оформления документов

За регистрацию права собственности на построенный дом придется уплатить госпошлину. В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ее размер составляет 350 рублей. Если хотите сэкономить, можете подать документы через портал госуслуг – в этом случае вы заплатите на 30% меньше, т.е. не 350, а всего 245 рублей (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Кроме того, придется заплатить кадастровому инженеру за оформление технического плана. Стоимость услуги зависит от региона и сложности работы. Например, информацию о стоимости выдачи документов в БТИ г. Москвы, можно найти на его официальном сайте (обратите внимание – стоимость оформления технического плана в нем указана как договорная).

Пошаговая инструкция оформления частного дома в собственность

Порядок оформления частного дома в собственность после строительства выглядит следующим образом:

  1. Оформление технического плана дома. Это может сделать кадастровый инженер – реестр специалистов, имеющих право на оформление такого документа, можно найти на сайте Росреестра. Получить услугу по оформлению техплана можно и в БТИ – главное, убедитесь, что в его штате есть кадастровый инженер. Перечень документов, которые понадобятся для составления техплана, может меняться в зависимости от того, когда была начата стройка, получено разрешение на строительство и т.д. Технический план составляется в электронном виде и удостоверяется электронной подписью подготовившего его  инженера (ч. 12 ст. 24 ФЗ № 218).
  2. Подготовка документов, необходимых для регистрации права собственности на дом (их перечень приведен выше).
  3. Передача документов на регистрацию. Их может подать:
  • Орган, выдавший разрешение на строительство. В течение месяца со дня окончания строительства вы должны направить в этот орган (это может быть, например, городская администрация) уведомление о том, что стройка закончена. Это можно сделать лично (в том числе и через МФЦ), по почте или через портал госуслуг. В течение 7 рабочих дней с момента получения уведомления госорган должен проверить регистрируемый дом на соответствие законодательным требованиям, и, в случае вынесения положительного заключения, направить в Росреестр заявление о постановке дома на кадастровый учет и его государственной регистрации (ч. 1, ч. 2 ст. 19 ФЗ № 218).
  • Непосредственно будущий собственник дома. В случае, если госорган, занимающийся выдачей разрешений на строительство, по каким-либо причинам в установленные сроки не направил документы на регистрацию, вы можете сделать это самостоятельно. При этом все необходимые документы Росреестр запросит у уполномоченного органа самостоятельно в течение 3 рабочих дней с момента получения заявления (ч. 2 ст. 33 ФЗ № 218).
Подписаться на рассылку
С политикой конфиденциальности ознакомлен

Вам это точно будет интересно
Что могут описать судебные приставы за неуплату кредита?

Что могут описать судебные приставы за неуплату кредита?

Опись имущества должника судебными приставами проводится в рамках исполнительного производства.

03.06.2020

Особенности продажи квартиры с несовершеннолетними детьми

Особенности продажи квартиры с несовершеннолетними детьми

Продажа квартиры с несовершеннолетними детьми возможна, но с соблюдением некоторых законодательных нюансов, учитывающих интересы ребенка.

09.06.2020

Сколько раз можно рефинансировать ипотеку на квартиру?

Сколько раз можно рефинансировать ипотеку на квартиру?

Рефинансирование ипотеки позволяет заемщику снизить процентную ставку по кредиту, а, следовательно, уменьшить размер ежемесячного платежа или сократить срок кредита.

03.04.2020

А вот это наверняка
Помощь государства гражданам в связи с коронавирусом

Помощь государства гражданам в связи с коронавирусом

Поддержка граждан в связи с коронавирусом обеспечивается за счет средств бюджета. Помощь оказывают адресно с учетом финансового и социального положения россиян.

21.04.2020

Кто в России зарабатывает больше всех

Кто в России зарабатывает больше всех

Самые прибыльные профессии из года в год меняются, но в Топ-10 России с самой высокой зарплатой, то слегка опускаясь, то поднимаясь, входят IT- специалисты, аналитики бизнеса, маркетологи, стоматологи, адвокаты, психотерапевты, госслужащие. Впрочем, не всё так просто.

03.03.2020