Как получить компенсацию за отмену рейса
Компенсация за отмену рейса выплачивается транспортными компаниями пассажирам. Размер возмещения зависит от причин, по которым сорвалась поездка. Порядок возврата средств регламентируется федеральными актами, а также внутренними документами перевозчиков.
Из статьи вы узнаете
Когда можно получить компенсацию
Специфика правового регулирования транспортных услуг сводится к четкому разделению на отрасли. Деятельность каждого перевозчика регламентируется специфическими нормативными актами. Общие положения гражданского законодательства уточняются и дополняются приказами федеральных ведомств. Единого правила по возврату стоимости билетов не существует.
Перевозчик |
Юридический базис |
Железнодорожное сообщение |
Ключевое значение здесь имеет распоряжение Минтранса России № 473 от 19.12.2013 года. |
Автомобильные перевозки, в том числе автобусы и такси |
Основой является правительственное постановление № 112 от 14.12.2009 года. Возврат средств при отмене рейса регламентируется ст. 23 Устава № 259-ФЗ. |
Воздушное сообщение |
Отношения с авиакомпаниями выстраиваются с опорой на ВЗК РФ, приказ Минтранса России № 82 от 28.06.2007 года и Федеральные правила перевозки № 155. |
Водный транспорт |
Базовые положения закреплены в КВВТ РФ, а условия возврата стоимости билетов содержатся в распоряжении Минтранса России № 140 от 05.05.2012 года. |
Железнодорожные перевозки
Получить компенсацию за отмену рейса можно, опираясь на главу 10 приказа № 473. Он устанавливает порядок возврата денег за неиспользованные билеты. Форма расчетов зависит от способа покупки проездного документа. Если пассажир приобретал билет в кассе, ему вернут наличные. При использовании пластиковых карт и расчетных счетов, деньги переводятся через банк.
Отмена рейса является основанием возврата полной стоимости поездки, включая сервисные сборы. Комиссия за оформление с пассажира не удерживается. Если человека сняли с поезда в связи с остановкой движения, компенсация рассчитывается по тарифам. Оплате подлежит весь путь, который не был пройден до станции прибытия.
Воздушный транспорт
Претендовать на 100% возмещение затрат пассажиры могут, если рейс был отменен по вине авиакомпании или в силу непреодолимых обстоятельств. Отказ от поездки в этом случае признается вынужденным. Возмещение переводится на счет заявителя не позднее 30 суток. В Европе срок сокращен до недели.
Особого внимания заслуживают обязательства перевозчика при отказе от обслуживания в день вылета. Чаще всего клиенту предлагают альтернативный рейс. Билеты переоформляются за счет авиакомпании. Компенсации подлежит разница тарифов только в пользу клиента. Дополнительная плата не удерживается.
Пассажиры, вынужденные задержаться в аэропорту из-за отмены рейса, вправе рассчитывать на ряд бесплатных услуг (п. 99 приказа Минтранса РФ № 82):
- Ожидание свыше 2 часов. Клиентам подаются прохладительные напитки, предоставляется возможность двукратного телефонного звонка или отправки сообщений по электронной почте.
- Опоздание более 4 часов. Пассажиры могут рассчитывать на горячее питание.
- Задержка вылета на 8/6 часов днем и ночью соответственно. Авиакомпания размещает людей в гостинице, организует их доставку до места.
Вне зависимости от времени ожидания матерям с детьми до 7 лет предоставляется доступ в специальные оборудованные комнаты. Багаж же передается на ответственное хранение.
Получить компенсацию за отмену или задержку международного рейса вы можете через сайт Compensair либо через онлайн форму ниже. Средняя сумма компенсации составляет 450 Евро. Сервисы работает более чем со 150 авиакомпаниями из 60 стран мира, включая чартерные рейсы.
Онлайн заявка на компенсацию за задержку или отмену рейса
Автомобильный транспорт
Отмена автобуса также является основанием для возврата денег. Порядок выплаты компенсации пассажиру определен ст. 23 отраслевого устава. Регламент обязывает перевозчика возмещать полную стоимость билета. Норма применяется в случае вины транспортной организации или прекращения движения ввиду непреодолимых препятствий. На расчеты отводится 10 суток.
Водное сообщение
Основой предъявления требования является ст. 101 КВВТ РФ. Если рейс отмен по инициативе транспортной компании либо вследствие форс-мажора, гражданин получает возмещение полной стоимости билета. При отказе от перевозки после выхода из порта судно обязано вернуть пассажиров в пункт отправления.
О чем стоит знать пассажирам
Если транспортная компания, вне зависимости от типа, отказалась от перевозки по собственной вине, пассажир получает возможность взыскать неустойку. Штрафные санкции начисляются при задержке рейса. Ее размер определяется по правилам п. 5 ст. 28 закона 2300-1 и составляет 3% от стоимости билета за каждый час/день опоздания. Статья 120 ВЗК РФ возлагает на авиаперевозчиков дополнительную ответственность. За 1 час просрочки пассажиру выплачивают 25% МРОТ. Максимальная компенсация не может превышать половину стоимости билета.
Если авиакомпания или иная транспортная организация обанкротилась, получить возмещение удастся только в порядке очередности. Это самый негативный сценарий. Сначала придется заявить иск в суд, а затем предъявить требования конкурсному управляющему. Обязательства перед пассажирами включаются в реестр кредиторов. Однако удовлетворение не гарантировано. Имущества должника может попросту не хватить.
Сумма компенсации во многом зависит причин отмены рейса.
Вина перевозчика |
Непреодолимые обстоятельства |
Инициатива (вина) пассажира |
Транспортная компания возмещает не только стоимость билетов, но и косвенные убытки. Дополнительно можно взыскать моральный вред, компенсацию ущерба, причиненного срывом поездки (цену туристической путевки, проживания в гостинице и т.д.). |
Возвращается только стоимость перевозочных документов. |
Деньги, оплаченные за билет, не компенсируются или выплачиваются частично. Косвенный ущерб не возмещается. В отдельных случаях с пассажира даже взыскивается штраф. |
В заключение отметим, что запреты и ограничения, связанные с распространением коронавируса, относятся законодательством к непреодолимым обстоятельствам. Граждане, столкнувшиеся с отменой рейсов, могут получить лишь 100% стоимости билетов.
Что такое выписка из ЕГРН: кто и как может ее получить
Выписка из ЕГРН – документ, который обязательно нужно иметь при любых сделках с недвижимостью.
23.06.2020
Может ли банк продать долг коллекторам без решения суда
Банк может продать долг коллекторам, но только при соблюдении определенных условий.
13.03.2020
Что будет если не платить алименты на ребенка в России?
Неуплата алиментов на ребенка в России является основанием применения жестких санкций. Должники рискуют столкнуться с ограничениями прав и даже оказаться под следствием.
03.06.2020
Увольнение в период карантина коронавируса: что нужно знать
Увольнение в период карантина – довольно рискованное занятие, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для работодателя.
08.04.2020
Помощь государства гражданам в связи с коронавирусом
Поддержка граждан в связи с коронавирусом обеспечивается за счет средств бюджета. Помощь оказывают адресно с учетом финансового и социального положения россиян.
21.04.2020