Как получить компенсацию за отмену рейса

Компенсация за отмену рейса выплачивается транспортными компаниями пассажирам. Размер возмещения зависит от причин, по которым сорвалась поездка. Порядок возврата средств регламентируется федеральными актами, а также внутренними документами перевозчиков.

Когда можно получить компенсацию

Специфика правового регулирования транспортных услуг сводится к четкому разделению на отрасли. Деятельность каждого перевозчика регламентируется специфическими нормативными актами. Общие положения гражданского законодательства уточняются и дополняются приказами федеральных ведомств. Единого правила по возврату стоимости билетов не существует.

Перевозчик

Юридический базис

Железнодорожное сообщение

Ключевое значение здесь имеет распоряжение Минтранса России № 473 от 19.12.2013 года.

Автомобильные перевозки, в том числе автобусы и такси

Основой является правительственное постановление № 112 от 14.12.2009 года. Возврат средств при отмене рейса регламентируется ст. 23 Устава № 259-ФЗ.

Воздушное сообщение

Отношения с авиакомпаниями выстраиваются с опорой на ВЗК РФ, приказ Минтранса России № 82 от 28.06.2007 года и Федеральные правила перевозки № 155.

Водный транспорт

Базовые положения закреплены в КВВТ РФ, а условия возврата стоимости билетов содержатся в распоряжении Минтранса России № 140 от 05.05.2012 года.

Железнодорожные перевозки

Получить компенсацию за отмену рейса можно, опираясь на главу 10 приказа № 473. Он устанавливает порядок возврата денег за неиспользованные билеты. Форма расчетов зависит от способа покупки проездного документа. Если пассажир приобретал билет в кассе, ему вернут наличные. При использовании пластиковых карт и расчетных счетов, деньги переводятся через банк.

Отмена рейса является основанием возврата полной стоимости поездки, включая сервисные сборы. Комиссия за оформление с пассажира не удерживается. Если человека сняли с поезда в связи с остановкой движения, компенсация рассчитывается по тарифам. Оплате подлежит весь путь, который не был пройден до станции прибытия.

Воздушный транспорт

Претендовать на 100% возмещение затрат пассажиры могут, если рейс был отменен по вине авиакомпании или в силу непреодолимых обстоятельств. Отказ от поездки в этом случае признается вынужденным. Возмещение переводится на счет заявителя не позднее 30 суток. В Европе срок сокращен до недели.

Особого внимания заслуживают обязательства перевозчика при отказе от обслуживания в день вылета. Чаще всего клиенту предлагают альтернативный рейс. Билеты переоформляются за счет авиакомпании. Компенсации подлежит разница тарифов только в пользу клиента. Дополнительная плата не удерживается.

Пассажиры, вынужденные задержаться в аэропорту из-за отмены рейса, вправе рассчитывать на ряд бесплатных услуг (п. 99 приказа Минтранса РФ № 82):

  1. Ожидание свыше 2 часов. Клиентам подаются прохладительные напитки, предоставляется возможность двукратного телефонного звонка или отправки сообщений по электронной почте.
  2. Опоздание более 4 часов. Пассажиры могут рассчитывать на горячее питание.
  3. Задержка вылета на 8/6 часов днем и ночью соответственно. Авиакомпания размещает людей в гостинице, организует их доставку до места.

Вне зависимости от времени ожидания матерям с детьми до 7 лет предоставляется доступ в специальные оборудованные комнаты. Багаж же передается на ответственное хранение.

Получить компенсацию за отмену или задержку международного рейса вы можете через сайт Compensair либо через онлайн форму ниже. Средняя сумма компенсации составляет 450 Евро. Сервисы работает более чем со 150 авиакомпаниями из 60 стран мира, включая чартерные рейсы.

Онлайн заявка на компенсацию за задержку или отмену рейса

Автомобильный транспорт

Отмена автобуса также является основанием для возврата денег. Порядок выплаты компенсации пассажиру определен ст. 23 отраслевого устава.  Регламент обязывает перевозчика возмещать полную стоимость билета. Норма применяется в случае вины транспортной организации или прекращения движения ввиду непреодолимых препятствий. На расчеты отводится 10 суток.

Водное сообщение

Основой предъявления требования является ст. 101 КВВТ РФ. Если рейс отмен по инициативе транспортной компании либо вследствие форс-мажора, гражданин получает возмещение полной стоимости билета. При отказе от перевозки после выхода из порта судно обязано вернуть пассажиров в пункт отправления.

О чем стоит знать пассажирам

Если транспортная компания, вне зависимости от типа, отказалась от перевозки по собственной вине, пассажир получает возможность взыскать неустойку. Штрафные санкции начисляются при задержке рейса. Ее размер определяется по правилам п. 5 ст. 28 закона 2300-1 и составляет 3% от стоимости билета за каждый час/день опоздания. Статья 120 ВЗК РФ возлагает на авиаперевозчиков дополнительную ответственность. За 1 час просрочки пассажиру выплачивают 25% МРОТ. Максимальная компенсация не может превышать половину стоимости билета.

Если авиакомпания или иная транспортная организация обанкротилась, получить возмещение удастся только в порядке очередности. Это самый негативный сценарий. Сначала придется заявить иск в суд, а затем предъявить требования конкурсному управляющему. Обязательства перед пассажирами включаются в реестр кредиторов. Однако удовлетворение не гарантировано. Имущества должника может попросту не хватить.

Сумма компенсации во многом зависит причин отмены рейса.

Вина перевозчика

Непреодолимые обстоятельства

Инициатива (вина) пассажира

Транспортная компания возмещает не только стоимость билетов, но и косвенные убытки. Дополнительно  можно взыскать моральный вред, компенсацию ущерба, причиненного срывом поездки (цену туристической путевки, проживания в гостинице и т.д.).

Возвращается только стоимость перевозочных документов.

Деньги, оплаченные за билет, не компенсируются или выплачиваются частично. Косвенный ущерб не возмещается. В отдельных случаях с пассажира даже взыскивается штраф.

В заключение отметим, что запреты и ограничения, связанные с распространением коронавируса, относятся законодательством к непреодолимым обстоятельствам. Граждане, столкнувшиеся с отменой рейсов, могут получить лишь 100% стоимости билетов.

Подписаться на рассылку
С политикой конфиденциальности ознакомлен

Вам это точно будет интересно
Как выгоднее гасить ипотеку досрочно: уменьшение платежа или срока?

Как выгоднее гасить ипотеку досрочно: уменьшение платежа или срока?

Досрочное погашение ипотеки – право заемщика, закрепленное ст. 810 ГК РФ. Норма позволяет вернуть кредитору деньги до истечения договора при условии уведомления за 30 дней

25.05.2020

Как оспорить решение суда по кредиту: пошаговая инструкция

Как оспорить решение суда по кредиту: пошаговая инструкция

Оспорить решение суда по кредиту, вступившее в законную силу, можно только при наличии уважительных причин.

04.06.2020

Как написать заявление в прокуратуру о невыплате заработной платы?

Как написать заявление в прокуратуру о невыплате заработной платы?

Заявления в прокуратуру о невыплате заработной платы составляются в письменной форме. Документ может подаваться гражданином, права которого нарушены либо его представителем. От имени несовершеннолетних выступают родители, усыновители, опекуны или попечители. Не запрещает закон направлять и коллективные обращения.

16.11.2020

А вот это наверняка
Ваши права на работе в связи с коронавирусом: оплата карантина и законность запретов

Ваши права на работе в связи с коронавирусом: оплата карантина и законность запретов

Оплата карантина в 2020 году производится согласно трудовому законодательству и правилам социального страхования. Право на выплаты сохраняют трудоустроенные граждане в режиме самоизоляции и дистанционные работники. Кроме того, получить компенсацию могут сотрудники в период вынужденного простоя.

07.04.2020

Помощь государства гражданам в связи с коронавирусом

Помощь государства гражданам в связи с коронавирусом

Поддержка граждан в связи с коронавирусом обеспечивается за счет средств бюджета. Помощь оказывают адресно с учетом финансового и социального положения россиян.

21.04.2020